Садиться или нет в машину к инспектору ГИБДД

Согласно пункту 70 Административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ №185 сотрудник ДПС вправе только предложить водителю выйти из транспортного средства. То есть это не является прямой обязанностью водителя. Законными основаниями для выхода из транспортного средства могут быть следующие случаи:

  • устранение технической неисправности ТС или нарушение правил перевозки грузов;

  • проведениепроверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;

  • проведение досмотра автомобиля (или иного транспортного средства) и груза;

  • когда требуется содействие водителя при оказании помощи другим участникам дорожного движенияили сотрудникам милиции;

  • когда требуется участие водителя в осуществлении процессуальных действий;

  • если поведение водителя создает угрозу личной безопасности сотрудника полиции.

Также выйти из машины водитель обязан, если он нарушил правила дорожного движения, и у инспектора есть доказательства этого. В этом случае водитель обязан подчиниться и покинуть свое транспортное средство, чтобы присутствовать при составлении протокола.


Важно четко разграничивать понятия «выйти из машины» и «перейти в патрульную машину».


Садиться или нет в машину к инспектору – это сугубо ваше решение. Единственным основаниемдля требования инспектора перейти в машину ДПС может стать Ваш арест или задержание в законном порядке. Иного повода у сотрудника полиции настаивать на этом нет. Согласно пункту 197 Административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ №185, задержанному лицу должны разъяснить его права и обязанности, которые предусмотрены КоАП, об этом делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.


Однако зачастую сотрудники полиции просто используют свое служебное положение в корыстных целях, поэтому в основном приглашение в автомобиль к сотрудникам ДПС происходит лишь для разговора о более быстром разрешении правонарушения, проще говоря, для дачи взятки. Такие темы инспекторам ДПС удобнее обсуждать в патрульной машине. На «своей» территории сотруднику полиции проще спровоцировать водителя на дачу взятки, так как вы не имеете защиты в виде свидетелей, и Ваши показания нечем будет подкрепить впоследствии. Многие говорят, что взятка всегда меньше официального штрафа, но это далеко не так. Зачастую инспекторы говорят, что для официальной платы штрафа слишком много волокиты и предлагают сумму, куда большую, чем есть на самом деле. Также сотрудники ОБЭП часто проводят рейды взяточников. Маскируясь сотрудниками дорожной инспекции, они фиксируют правонарушение и приглашают в автомобиль, оборудованный фото и видео техникой для фиксации всего происходящего. Мало того что вы заплатите за свое правонарушение, вы еще можете попасть на более серьезные проблемы, а именно совершение дачи взятки должностному лицу.


Уже имеются прецеденты судебных решений, вынесенных против сотрудников ДПС, которые в настойчивой и грубой форме предлагали водителям перейти в патрульную машину «для оформления протокола», и угрожали инкриминированием такого правонарушения, как «неподчинение законному требованию сотрудника полиции».